Что общего между футболом и криптовалютой?
В последнее время тема выпуска кем-либо собственной криптовалюты несколько сбавила обороты – сказалось падение рынка и снижение интереса к индустрии широких масс. Не последнюю роль сыграли скамные проекты, которые подкосили доверие инвесторов.
На этом фоне достаточно громко звучат пока еще редкие заявления новых и совсем уж неожиданных участников индустрии – футбольных клубов. Так, в конце июля руководство полупрофессионального клуба «Гибралтар Юнайтед» заявило о переходе на цифровой актив Quantocoin в расчетах с игроками – якобы выплаты станут прозрачней, а коррупция исчезнет. Бразильская команда Avai Futebol Clube и вовсе собирается выйти на ICO с собственным токеном, как и ФК «Ювентус». Но что действительно стоит за этим: попытка привлечь внимание новой аудитории и СМИ или стремление идти в ногу со временем?
Деньги или болельщики?
Очевидно, что проведение кампании по первичному размещению монет – это привлечение дополнительного финансирования, ведь не все клубы могут похвастаться богатыми спонсорами. Эту причину в качестве первоочередной называют все опрошенные ресурсом KriptoKurs эксперты. Так, по мнению директора по маркетингу ICOadm.in Владислава Петрова, выход на ICO – это выход для клубов, не имеющих постоянных инвесторов, а также отличный способ поддержки болельщиками любимой команды.
О поклонниках команды говорит и Венера Шайдуллина, к.ю.н., ст. преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ. Указывая на пример с «Ювентусом», эксперт отмечает, что данный ICO-проект создавали специально для уплотнения связей с болельщиками и фанатами.
Платформа позволит им накапливать различные баллы для использования в дальнейшем, взаимодействовать с любимыми футболистами. Нельзя сказать, что это плохой проект, наоборот, он весьма перспективный, и явно создан не для хайпа. Также есть вероятность, что с успехами клуба криптовалюта станет дороже, что может обогатить собственников клуба и держателей. Таким образом, в данном случае владельцам удалось убить нескольких зайцев – и привлечь новую аудиторию, которой это все будет интересно, и инвестировать в собственное будущее, – говорит Шайдуллина.
Кстати, покупка «клубной» криптовалюты позволит поклонникам стать ближе к команде, как в случае с сувениркой. Однако рассматривать такие токены в качестве реальной инвестиции с получением дохода инвестор и основатель IMPACT CAPITAL Валерий Золотухин не советует. По его словам, этот цифровой актив разумнее рассматривать как дополнительный инструмент лояльности.
Лишний повод напомнить о себе
Не будем забывать, что выход на ICO всегда сопровождается громкими сообщениями в медиа, особенно, если речь идет об уже знакомом общественности проекте. Этот процесс футбольные клубы могут использовать для поддержания интереса к себе, формирования новой аудитории.
Пока это не стало массовым явлением, это действительно провоцирует определенный «хайп»: об этом пишут различные СМИ, а клубы, которые отдают предпочтение криптовалютам, получают дополнительный бонус в виде интереса и внимания, новой аудитории, дополнительных спонсоров. Я оцениваю позитивно данную идею и вижу только «плюсы» для клубов, – замечает Золотухин.
Есть ли еще причины, по которым футбольным клубам выгодно переходить на криптовалютную сторону? Да, считают в компании «Хочу Поесть»: выпуск токенов мог бы стать для них некой финансовой подушкой, а интеграция блокчейна в футбольный мир решила ряд проблем: система ценообразования билетов стала прозрачней, исчезла бы возможность проведения договорных матчей.
Пока же на ICO среди футбольных клубов решились единицы, а в FIFA не спешат оценивать преимущества блокчейна. Нам остается только следить за уже запущенным процессом и его результатами – кто знает, может быть подобная синергия станет будущим мирового футбола.