Что скрывают изменения в законопроект о криптовалютах?
Законопроект, регулирующий цифровые валюты и индустрию в целом, до сих пор находится на доработке и никак не дойдет до второго чтения в Госдуме РФ. На минувшей неделе стало известно об очередных корректировках в документе, которые российские представители криптосообщества восприняли двояко: кто-то позитивно, но были и те, кому поправки показались попыткой централизации индустрии. Портал KriptoKurs поговорил с криптоинвестором и журналистом Олегом Чеботаревым и узнал, что скрывается за новыми изменениями.
– На прошлой неделе «Известия» сообщили о корректировках в законопроекте «О цифровых финансовых активах». В частности, из документа исчезло определение термина «криптовалюта», а майнинг объясняется как выпуск токенов для привлечения инвестиций в капитал. Чем можно объяснить эти изменения?
– Традиционно, во втором чтении практически любой законопроект подвергается заметным изменениям. Я считаю, что отсутствие определение термина «криптовалюта» в документе свидетельствует о неготовности российского правительства и регулирующих органов к окончательной легализации цифровых денег в нашей стране. Они создают базовые законодательные рамки, что само по себе уже довольно оптимистичное начало. Положительным фактором, по моему мнению, является закрепленное законодательно определение процесса майнинга и отсутствие запретительных или ограничительных норм по отношению к добыче.
– Судя по всему, главный вектор законопроекта направлен на операции с токенами: прописаны требования по их выпуску, даже об обеспечении имуществом говорится. Как по Вашему, что это дает государству и чем грозит отечественной криптоиндустрии?
Я считаю, что мы видим вполне отчетливую попытку государства навести порядок, своим особым способом, конечно, на криптовалютном рынке. Я не думаю, что государство планирует полностью контролировать выпуск токенов или вводить какие-то дополнительные запреты. Мне кажется, что это искренняя попытка защитить российских инвесторов от возможного мошенничества со стороны организаторов различных ICO. Это также и попытка обезопасить само государство: по сложившейся традиции, жертвы обмана, будь то вкладчики проблемных банков или покупатели недвижимости в обанкротившихся проектах, традиционного обращаются к государству за помощью, виня его своих проблемах из-за недоработанного законодательства. Именно поэтому государство перестраховывается и, по моему мнению, это правильно.
– В законопроекте затрагивается и такая тема, как листинг цифровых активов на биржах: последние должны иметь лицензию и входить в реестр Центробанка РФ. А еще предоставлять информацию о клиентах по запросу правоохранительных органов. Получается, никакой децентрализации – ключевой особенности криптоиндустрии?
Мне кажется, что эти вопросы будут еще дорабатываться и возможна их либерализация в третьем чтении. Как мы видим, закон готовится довольно долго, имеет широкое обсуждение и, безусловно, своих лоббистов из представителей криптосообщества, которые хотят легализации их деятельности, но не драконовскими запрещающими методами. Хотя я считаю, что и в предложенных решениях нет особенных противоречий. Все мы помним пропавшие $200 млн на бирже WEX, и никому не хочется повторения подобного. Меня лично, как человека, который торгует на пяти разных биржах, абсолютно не смущает, что мои данные могут быть получены правоохранительными органами. Я закон не нарушаю, а те, кто нарушают, должны быть найдены и на законных основаниях преданы суду.
– А как же быть с зарубежными торговыми площадками? Вряд ли они встанут в очередь, чтобы попасть в список российского Центробанка. Выходит, что листинг отечественных токенов будет на них нелегальным, а держатели все равно останутся вне закона – они же работают с нелецензированными, с точки зрения регулятора, биржами?
– Как я уже сказал, к третьему чтению все подобные моменты сгладятся. Также я считаю, что в следующие год-полтора национальное законодательство, регулирующее оборот криптовалют, примут все основные страны мира. Во многом оно будет схоже, особенно в части листинга бирж в государственных надзорных органах. Я уверен, что все крупные и надежные биржи пройдут эту процедуру и в России, и в США, и в Китае, а те, кто по каким-то причинам это не сделают, потеряют доверие пользователей. Команды пяти-семи основных криптовалютных торговых площадок уже держат руку на пульсе законодательных инициатив в странах, где есть их клиент, и готовятся играть по легальным правилам.
– Днем позже крупнейшие российские банки выразили желание работать с криптоактивами. Не будем искать невидимые связи между двумя событиями и остановимся на другом: что произойдет, если кредитно-финансовые учреждения все-таки получат возможность интегрировать цифровые валюты в свою систему? Какие здесь плюсы и минусы?
– На самом деле это очень хорошая новость и особенных минусов я здесь не вижу. Интеграция криптовалют в банковскую систему даст ощутимый толчок росту всего рынка цифровых валют. Основными положительными моментами я считаю новые возможности в сфере приема криптовалютнгых платежей бизнес-структурами по всему миру, когда своим счетом, скажем, в ETH, можно будет свободно оплачивать отель, авиабилет и бутылку молока в магазине. Также огромным плюсом, как мне кажется, является интеграция криптовалютных платежей в процессинговые механизмы таких гигантов как VISA и MasterCard. Это позволит обрабатывать платежные операции в сотни раз быстрее и полностью изменит рынок. Я думаю, что подобные изменения мы увидим уже через три-четыре года.