Как грамотно распределить бюджет на ICO?
Примеры многочисленных ICO-проектов могут сформировать ложное впечатление, что это процесс очень простой и не сильно затратный. На деле же, помимо разработки продукта с использованием блокчейн-технологий, есть масса сложностей. Они-то и мешают большинству стартапов не только собрать soft cap, но и привлечь ранних инвесторов.
Самый главный вопрос, безусловно, финансовый. Как правильно распределить бюджет? На что нужно тратить деньги, а на что – совершенно необязательно закладывать бюджет? Портал KriptoKurs вместо с экспертами решил взять условную, скажем, $1 тыс. и максимально эффективно распределить эту сумму на нужды выходящего на ICO проекта. Еще раз подчеркнем, что цифра очень условная и под ней может пониматься любая другая, более существенная.
Итак, что же главное для старатапа? Вряд ли хорошим советом будет: «Посмотрите, как у других». Каждый проект уникален и строит свою систему, исходя из потребностей, первоначальных мощностей и множества других условий. И среди них есть три фактора, которые могут привести стартап к цели, то есть достижению hard cap. Так, Founder проекта DeStream Анар Мехтиев выделяет:
- Продукт
- Команду
- Состояние рынка
К распределению бюджета следует относиться со всей серьезностью. Эксперт, основываясь на своем опыте, считает, что грамотное бюджетирование условной тысячи долларов выглядит так:
$300 – на разработчиков, IR, дизайнеров, SMM, комьюнити-менеджеров и т.д.;
$250 – на разработку продукта;
$175 – PR-campaign;
$150 – поездки, перелеты, отели;
$125 – продвижение в комьюнити (баунти, Reddit, БТТ).
На что точно не стоит тратить деньги? По мнению Мехтиева, на любые агентства с ритейнерами, базы «псевдо» инвесторов, трафик и онлайн-рекламу, платный питчинг, спонсорство и Road Show.
Другой эксперт, криптоинвестор и журналист Олег Чеботарев, отмечает: запуск легального и перспективного ICO – дело довольно затратное, хотя, безусловно, каждый потраченный доллар стоит того, правда, при условии, если вы верно составили свою бюджет. Наши условные $1 тыс. эксперт разделил так:
$300 – маркетинг. Ограничиться топиком на bitcointalk сейчас уже точно не получится. Нужна массовая реклама, как в печатных СМИ, так и в виртуальных, у блогеров и лидеров мнений, в социальных сетях. Также не нужно забывать и о бюджете на посещение специализированных конференций и организацию Road Show.
$200 – юридические расходы. То, на чем точно нельзя экономить. Опытные юристы могут очень помочь проекту на любом этапе.
$200 – техническая часть вопроса. Сам запуск сети блокчейн стоит не особо дорого, однако, определенно должен быть определенный резерв для обеспечения бесперебойной работы всех служб.
$300 – неприкосновенный запас. ICO – это сложный проект и даже, когда кажется, что все предусмотрено – это не так. Всегда что-то может пойти не по плану и определенная сумма денег должна быть в наличии для решения непредвиденных проблем.
Как мы видим, в чем-то эксперты сошлись во мнении, а в чем-то их взгляды разошлись. Это лишний раз свидетельствует о том, что для проведения успешного ICO нет волшебных заклинаний и правильных инструкций. Есть важные моменты (известность, узнаваемость, общение с потенциальными инвесторами, неприкосновенные запасы и т.д.), а есть пункты, которыми можно пожертвовать при составлении бюджета. Безусловно, все зависит от проекта и команды, но помнить о простых истинах никогда не помешает.