Как написать White Paper, чтобы проект не приняли за скам?
Каждый ICO-проект включает в себя множество важных элементов, без которых невозможно или крайне сложно выйти даже на Soft cap. Одним из них является White Paper – документ, где потенциальные инвесторы могут познакомиться с важными сторонами проекта: продуктом, этапами его развития, командой, бизнес-планом и т.д. Как же написать White Paper, чтобы проект не приняли за скам и инвесторы не сбежали после первых строчек?
White Paper несет в себе важную информацию для желающих поучаствовать в ICO стартапа – отвечает на вопросы за команду. Это первое серьезное знакомство инвестора с проектом, поэтому документ должен быть если не идеальным, то максимально приближенным к этому. На что обращают внимание потенциальные вкладчики?
По словам Тараса Чумаченко, партнера и директора по развитию продуктов Zichain, ритейл-инвесторов чаще всего интересуют представители команды, их опыт, механика работы продукта и количество страниц. Важность внутреннего наполнения технического документа не преувеличена, напротив, ее преуменьшение может негативно сказаться на результатах.
О том, что White Paper – сердце проекта, говорит и Сабир Магдеев, COO ICOadm.in, подчеркивая, что в документ следует вложить силы и время. Качество написанного раскрывает всю суть проекта и представляет собой первичную информацию, по которой инвесторы будут оценивать сам проект.
В White Paper необходимо детально прописать взаимодействие токена внутри продукта ICO, наглядно показать проблемы рынка на текущий момент и решения, которые предлагает продукт ICO. Они должны быть релевантными и уместными, так как крупные инвесторы не станут инвестировать в посредственные идеи, – советует Магдеев.
Кроме того, в документе должна содержаться реальная статистика и информация по инвесторам, относящимся к продукту и рынку, добавляет руководитель ICOadm.in. По его словам, в White Paper обязательным пунктом должна быть не только дорожная карта, но и описание стадий разработки продукта, начиная от существующей в данный момент времени.
При этом не стоит писать плохо о конкурентах – вряд ли инвесторы оценят это, считает Чумаченко. Лучше предоставить им полную информацию о продукте и тщательно проверить документ на наличие фактических ошибок, поскольку небрежность при описании может отпугнуть потенциальных вкладчиков. Не стоит забывать и о команде, добавляет эксперт, замечая, что ее участники должны обладать релевантным опытом.
Если стартап всерьез намерен успешно завершить ICO, ему не стоит снисходительно относиться к White Paper – это серьезный документ, по которому инвесторы и партнеры судят о проекте, его жизнеспособности и привлекательности. Собрать необходимую на развитие сумму при нынешней ситуации на рынке и без того сложно, поэтому вряд ли стоит усложнять себе жизнь некачественным White Paper и подозрениями со стороны участников сообщества.