Какова судьба громких ICO и их денег?

Какова судьба громких ICO и их денег?

ICO – первичная продажа токенов, важный шаг в развитии каждого проекта по криптовалютам. По сути это вид краудфандинга: люди и компании вкладывают деньги в новую крипту задолго до того, как она реально выйдет на рынок. Разберемся в том, что из такого подхода получается и что может пойти не так уже после успешного завершения ICO.

Волатильность криптовалюты

Первая проблема при сборе средств может быть связана с тем, что обменный курс криптовалют, особенно по отношению друг к другу, постоянно изменяется. Соответственно, если проводящие ICO разработчики принимают платежи в криптовалютах, они всегда рискуют.

Достаточно вспомнить историю Maidsafe: разработчики проекта принимали две крипты – MSC и BTC, четко зафиксировав курс своих токенов по отношению к этим валютам. При этом условия покупки через MSC оказались более выгодными, поэтому инвесторы массово начали скупать эту криптовалюту, удвоив ее курс за считанные часы.

ICO оказалась достаточно успешной, команда собрала $7 млн за пять часов, но при этом некоторые инвесторы оказались в непростой ситуации: когда торги закончились, не все успели обменять приобретенные MSC. Курс при этом к изначальным значениям не вернулся, он упал только на 70%.

Всегда нужно учитывать, что волатильность криптовалюты превышает волатильность практически любого другого актива на рынке: условные $20 млн, собранные в ходе ICO, из-за скачков курса легко могут превратиться в $5 млн или $50 млн. К сожалению, первая ситуация случается чаще: молодые предприниматели, запустившие ICO, просто не имеют достаточного опыта управления деньгами, держат собственные средства в одной или двух криптовалютах, а значит, рискуют потерять собранные средства еще до старта проекта.

Листинг

Листинг новой валюты на биржах – это статья расходов, которую авторы нового блокчейн-проекта часто не принимают во внимание. Между тем, даже при очень удачной ICO, листинг может поглотить огромное количество средств: например, на бирже Hadax листинг проводится по системе аукциона. И на первом из таких аукционов три топовых блокчейн-проекта заплатили за листинг своих валют $6, $7 и $8 млн соответственно.

На биржах поменьше – вроде CoinExchange, LiveCoin и т. д. – листинг обойдется в более скромную сумму, от 2 до 4 BTC. Но, с учетом того, что для достижения успеха свою валюту нужно опубликовать практически везде, общая стоимость листинга получится гигантской. Эти расходы обязательно нужно планировать заранее.

Растрата

Блокчейн – очень молодая область рынка, а законодательные органы работают неспешно. Устоявшихся и отработанных методов контроля в сфере блокчейна просто нет: по факту за результатами ICO никто не следит. Нет надзорного органа, нет требований к прозрачной отчетности, нет независимого аудита – большинство проектов даже не публикуют открытую бухгалтерскую отчетность и, называя собранную в ходе ICO сумму, ничем ее не подтверждают.

Естественно, что многих авторов ICO при таком положении вещей одолевают соблазны. Если никто не контролирует движение денег, что мешает не заморачиваться с выпуском криптовалюты, а просто потратить уже собранные средства на личные цели? Дома, машины, отдых и т. д.

Разумеется, далеко не все фаундеры – мошенники: большинство компаний работает честно и прозрачно, стремясь вывести свою криптовалюту в лидеры рынка. Но случаи растраты все равно бывают. Иногда достаточно, чтобы в коллективе всего один человек поддался искушению, и бюджет проекта резко похудеет.

Распыление сил

Последняя из основных проблем, которая может подкосить даже абсолютно честных разработчиков. ICO проведена успешно, необходимые для развития проекта средства собраны, но нет четкого понимания, как их эффективно потратить.

Результативная ICO в буквальном смысле кружит голову: радуясь своему успеху, команда берется за все и сразу. Собственная биржа, собственный кошелек, собственный фонд, собственный «фаундейшн»… В итоге нередко получается так, что деньги уже закончились, а продукт так и не выпущен. При этом, если бы разработчики изначально сконцентрировались только на одной – наиболее важной – части проекта, все было бы в порядке.

Общий корень всех проблем

Все четыре проблемы, перечисленные выше, возникают по одной и той же причине: через ICO часто стартуют молодые и талантливые предприниматели, которые отлично разбираются в том, как делать блокчейн-проекты, но практически не имеют опыта в управлении деньгами и коллективом.

Даже один опытный человек – например, финансовый директор – поможет избежать всех перечисленных сложностей: предложит оптимальную модель для сбора средств, сразу же заложит в бюджет все необходимые траты, создаст прозрачную и понятную систему контроля над бюджетом. Развитием криптовалюты должны управлять профессионалы, но им в буквальном смысле нельзя давать прямой доступ к деньгам: пусть каждой задачей занимается человек, который разбирается в ее решении.

Мы рекомендуем выстраивать развитие нового блокчейн-проекта так же, как выстраивают классические стартапы: сконцентрироваться на одном проекте, четко вести бухгалтерию, не допускать вывода средств из бюджета и фокусироваться на клиентах. И, конечно, привлекать к проекту опытных специалистов – они знают, как сохранить собранные деньги.

Автор: Василий Трофимчук, основатель Multitoken

Похожие статьи

Читайте новую статью! Как безопасно купить Биткоин за наличные
ЧИТАТЬ СТАТЬЮ